Инспектор ГИБДД и водитель - Первый контакт

5 февраля 2013 - Администратор

Как себя вести если вас остановил инспектор ГИБДД

Как часто мы вспоминаем, что ГИБДД призвана, в первую очередь, обеспечивать безопасность дорожного движения? Явно, не в тех случаях, когда инспектор останавливает наш автомобиль на трассе или в городе. Особо, если жезл дает четкое указание остановиться, а вы точно уверены, что ничего не нарушали. В настоящий момент, стоит отметить важность стремления в случае необходимости проверить то или инное транспортное средство и это можно без проблем сделать через автокод. Здесь на avtobot вы без проблем сумеете проверить автомобиль по вин коду или гос номеру машины. И узнать историю автомобиля, фото, кол-во владельцев, проверка на арест и угон.

Развитие событий. Что делать водителю 

Инспектор ГИБДД и водитель "Первый контакт"

Для начала следует точно понять, что требование работника ГИБДД относится именно к вам. Если вы движетесь в плотном потоке транспорта, внимательно оцените обстановку, может, «машут» кому-то другому. Убедились, что «приглашение» вас не касается, едьте дальше, правда, поглядывать в зеркало заднего вида все же стоит, возможно, сотрудник хотел остановить конкретно ваше транспортное средство и активно сигнализирует вслед. В таком случае немедленно включайте поворотник и прижимайтесь к обочине, иначе ваши действия расценят как правонарушение.
Далее все должно проходить по сценарию, четко прописанном в документе под названием «Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения».
Кстати, эту книжицу стоит прочитать любому водителю, а еще лучше, держать в бардачке. Она, согласно п.2 ч.1 ст.27 ФЗ "О полиции", является должностной инструкцией ГИБДД, требования которой должны безукоризненно выполняться любым инспектором службы. Это великолепный помощник водителю при общении (конфликтах) с инспектором ГИБДД.
 
Человек в форме должен подойти к вашему автомобилю, причем, незамедлительно, представиться, назвать свои полные данные, включая номер части, в которой он служит, изложить причины остановки. Называть себя инспектор должен четко и внятно, если вы не расслышали – смело просите повторить. Кроме того, водитель имеет право попросить у остановившего лица предъявить удостоверение. Именно, лица, потому как до предъявления служебного удостоверения вы не можете быть уверены, что перед вами не «фальшивка», охотящаяся на внутренность вашего кошелька, а настоящий правильный сотрудник ГИБДД при исполнении. А еще можно записать данные этого сотрудника себе в блокнот. Зачем нужно записать данные? Ответы просты и их довольно много. Например, протокол будет составлен неразборчивым почерком, фамилию не прочтешь, а вы захотите подать жалобу. На кого ее писать? Или, чтоб точно знать, что в протоколе указаны именно его данные, а не чьи-то с потолка. Кстати, такое поведение водителя является тонким намеком на то, что денег в режиме «здесь и сразу» не будет, и заставит сотрудника ГИБДД относиться к выполнению всех процессуальных норм очень тщательно.
 
На такое развитие событий инспектор может отреагировать весьма неоднозначно, однако, знайте, вы действуете в рамках закона. У полицейского, имеющего весомые основания для остановки автомобиля, не возникнет ни сильного раздражения, ни непонятной стеснительности, а вот неуверенность в своей правоте либо же надуманный предлог и «плотное знакомство» зачастую для патрульного несовместимы.
 

Инспектор ГИБДД и водитель "Первый контакт"Причины остановки

Как и остальные действия, причины остановки автомашины строго регламентированы, перечисление их здесь просто излишне. Они предельно точно и понятно описаны в инструкции, однако самая частая причина остановки, проверка документов, там отсутствует. То есть, инспектор ГИБДД не вправе остановить транспортное средство для проверки документов. Такая формулировка попросту незаконна. Это действие может производиться только на стационарном посту, в рамках спецопераций или по конкретным ориентировкам. В местах, где стоянка запрещена, работники ГИБДД тоже не должны останавливать машины, если такое все же случается, то их автомобиль должен быть с включенными спецсигналами.
 
Что касается скрытого патрулирования, так любимого нашими дорожными полицейскими, то здесь тоже есть свои правила. Инспектор ГИБДД должен работать в паре с переносным постом, либо в паре с автомобилем в полной «боевой раскраске». Если авто не специальное, то форма полицейского должна быть полной. Остерегайтесь случаев, когда на тихой темной трассе вам кто-то машет жезлом, это могут быть бандиты/воры/проходимцы. Иногда лучше не тормозить, доехать до первого поста и сообщить об инциденте. В ситуации, если позже вы увидите сзади сине-красные «мигалки» и услышите вой сирены, требование остановиться, "вещаемое" через громкоговоритель, тогда понятно – это был скрытый патруль. Бандиты шум подымать не станут. Остановившись, можно будет доходчиво объяснить свое поведение и посоветовать более не пугать законопослушных граждан.
 

Инспектор ГИБДД и водитель "Первый контакт"Ваш автомобиль остановили… Выйдите из машины!

Итак, вы прижались к обочине и заглушили двигатель по требованию сотрудника ГИБДД. Не выскакивайте из машины, в этом нет необходимости. Инспектор обязан к вам подойти сам. Это обычная практика. В США вообще запрещено покидать авто в таких случаях, там можно пулю "схлопотать" за такое поведение. Полицейский подходит со стороны водительского сидения, если это грозит его безопасности, он может подойти и с другой стороны. Следующим действием после представления и объяснения причины остановки будет, скорей всего, требование предъявить документы (водительское удостоверение, документы на машину). Все бумаги водитель вправе передавать через приоткрытое стекло, не выходя из кабины.
 
Здесь есть один момент, который находится в морально-этической и психологической плоскостях. Если в планах инспектора совсем не обеспечение безопасности на дороге, а «штраф» на месте за совершенное (или нет) нарушение ПДД, то ему легче всего склонить водителя к такому решению вопроса на своей территории. Он берет документы и небрежно кивает, типа, идите за мной. И водитель покорно отправляется в патрульную машину. «Подкованный» человек постарается избежать такого поворота. Это можно проделать просто, нужна уверенность в себе и определенное хладнокровие. Итак, выясняем, какой конкретно документ вдруг понадобился уважаемому инспектору и почему. Всегда помним о том, что причину остановки нам должны сообщить после представления, то есть простая проверка уже отпадает. Предъявляем. Ждем, пока его изучит проверяющая сторона, забираем. У нас просят следующий документ – очень подробно выясняем, зачем? предъявляем, ждем, забираем. Конечно, так можно довести любого «до белого каления», но, если у полицейского были недобросовестные намерения, вряд ли он продолжит «бодаться» с неподатливым водителем.
 
Даже составление протокола не требует присутствия водителя в патрульной машине, поэтому вряд ли стоит поддаваться на провокации. Законной просьба (не приказ) покинуть авто может быть только в некоторых случаях:
- связанных с оказанием помощи другим участникам ДД;
- ликвидацией неисправностей;
- устранением нарушений в перевозке груза;
- сличением номеров узлов и агрегатов;
- проведением досмотра груза или ТС.
Также, в ситуации, когда поведение водителя представляет опасность для жизни и здоровья сотрудника ГИБДД. Заставить выйти из своего авто водителя может только составление протокола досмотра автомобиля (ст. 27.9 КоАП), протокола о задержании водителя (ст.27.4.1 КоАП), протокола об отстранении его от управления (ст, 27.12 КоАП). Садиться же в машину к работникам ГИБДД водителя ничто, кроме его ареста или задержания, заставить не может.
 

Инспектор ГИБДД и водитель "Первый контакт"Откройте багажник! Досмотр и осмотр – в чем разница

Зачастую инспектора ГИБДД в абсолютно безапелляционном тоне требуют выйти из машины, открыть багажник, предъявить личные вещи. Каждый водитель должен четко запомнить, что есть осмотр и досмотр, это совершенно разные процедуры. Первое проводится в добровольном порядке, без составления каких либо процессуальных документов, второе – только под протокол с двумя понятыми. Осматривают машину и груз тогда, когда есть какие-то основания – ориентировка, обоснованное подозрение в неисправности ТС или ненадлежащем креплении груза, несоответствии груза сопроводительным документам, перевозке запрещенных предметов. Досмотр может быть проведен, если водитель отказывает сотруднику в проведении осмотра багажника, груза, проверки номеров двигателя и т.п. Отсюда следует, что требование инспектора ГИБДД открыть багажник приравнивается к досмотру и без обоснований, составления протокола и присутствия понятых незаконно. То есть, водитель может не показывать и не доказывать наличие огнетушителя, аптечки, знака, находящихся в багажнике машины. Он может просто уведомить об этом полицейского, тем более, о присутствии этих необходимых вещей свидетельствует талон ТО (если он, конечно, не просрочен).
Выезжая на дорогу, стоит запомнить, что вам, как гражданину, разрешено все, что не запрещено законом, а инспектор ГИБДД может производить только те действия, которые ему разрешены.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!