Перегрев двигателя автомобиля, причины и возможные последствия

27 августа 2012 - Эдуард Данилов

 Перегрев двигателя автомобиля, причины и возможные последствия, давайте разберемся

Обычная ситуация: хозяин «Шевроле Авео» перегрел двигатель объемом 1,5 л. Понятно, после этого обнаружив «двойной уровень масла» в картере – и обратился за помощью к гаражному авторитету. Тот взялся помочь за недорого, и вот уже в моторе новая прокладка головки блока цилиндров, свежее масло и антифриз. Хозяин доволен: можно ездить. Но через несколько дней отметки на щупе вновь утонули. Почему?          

Причина  проста: мужчины не сообразили, что головка из-за перегрева покоробилась – снизу вогнута корытцем. Поэтому ремонт, сведенный лиш к замене прокладки, оказался косметическим.

 

Перегрев двигателя

 Что же это такое – перегрев? Если в уличной пробке мотор нагрелся сильнее обычного и гудит включившийся вентилятор, не стоит паниковать. Это нормальная работа системы охлаждения. Другое дело, если вентилятор не включается и температура неуклонно лезет вверх. Когда зашкалит а из-под капота вырвется перегретый пар, не стоит рассчитывать, что это просто шутки неисправных датчиков, – скорей выключайте двигатель.  Спровоцировать неприятность способен также грязный (внутри и снаружи) радиатор, неисправный термостат, поломка помпы, обрыв ремня грм ее привода (там, где он отдельный) и многое другое. И нередко – разгерметизация системы, вед при отсутствии избыточного давления жидкости кипит уже при 100 градусах, тогда как современные моторы оптимально работают при более высоких температурах – так настроены.  Температура охлаждающей жидкости не постоянна, но должна оставаться в заданных конструктором пределах. Но каких? В работающем двигателе жидкость нагрета почти до кипения но кипеть не должна. Вот такой тонкий баланс Пока рубашка охлаждения омывается жидкостью все лишние калории теплоты рассеивает радиатор. И детали двигателя, испытывая лишь упруги деформации, благоденствуют. Но если жидкость закипит – беда.

Процесс часто начинается на входе в помпу перед крыльчаткой, где статическое давление жидкости самое низкое. Пар, попадающий на лопасть крыльчатки, снижает ее напор. Замедляется циркуляция, и, если теперь жидкость закипит в рубашке охлаждения, это уже катастрофа: теплоемкость пара ничтожна, температуры деталей неудержим лезут вверх – особенно тех, что в середине головка блока. Но в ее ажурной конструкции все связано внутренние, самые горячие стенки стремятся расшириться сильнее наружных, а те мешают! В результате внутренние сжаты, а внешние растянуты. Чем больше разность температур, тем сильнее это противоречия и тем скорее напряжения наиболее горячих точек металла достигнут предела текучести. И тогда головка получит необратимую пластическую деформацию. Ее привалочная поверхность (в прошлом плоская) приобретает форму вогнуто го внутрь корытца.

Чем проверяем? Спец инструмент дорог. Нам хватает хорошей стальной линейки с набором щупов.

При глубине «корытца» не более 0,05 м обычно достаточно заменить прокладку. Если его глубина не превышает 0,3 мм, фрезеруем привалочную поверхность головки, проверяем герметичность клапанов. Если нужно, притираем. А при деформации до 0,5 мм в дополнение к упомяну тому фрезеруем и седла клапанов, которые наверняка ощутимо деформированы. При еще больше короблении головку чаще всего бракуют.

А что с распредвалами? Не будем говорит о страшном – когда поршни и камеры сгорания плавятся, а распредвалы свариваются с головкой намертво. Тут уж впору покупать новый двигатель а прежний – на погост. Если же нейтрализатор еще не кашляет расплавленным алюминием, то кулачковому валу обычно хватает зазоров в постелях чтобы выполнять свои функции. Хотя, конечно каждый случай ремонта индивидуален. Что касается упомянутого двигателя «Фабии», то он не по лучил столь страшных повреждений. Поверхность прилегания головки к блоку пришлось фрезеровать на глубину всего 0,15 мм, герметичность клапанов нарушена не была.

Но не забудем, что у «Авео» «мокрые» гильзы. Еще при разборке стало ясно: охлаждающая жидкость текла в картер не через прокладку головки (тогда на поршнях были бы видны промоины) а уходила низом – через медные уплотнительные кольца гильз. Вот и гильзы второго и третьего цилиндров слегка приподняты и от руки шевелятся Значит, под них могли попасть твердые частицы, тогда утечка закономерна и еще не побеждена. Поэтому мы сняли поддон, извлекли гильзы, выбросили старые медные кольца и, хорошенько очистив посадочные места, поставили новые. Собирали двигатель в полной уверенности что теперь все будет в порядке. А перегрева двигателя и последствий больше не будет

 

Видео Инструкция, причины и последствия перегрева двигателя автомобиля

 

Комментарии (3)
Павел Прохоров # 2 сентября 2012 в 04:53 0
Имел пару лет назад дело с перегревом двигателя,головку блока цилиндров повело , масло из под головки выплескивалось на выпускной коллектор, как следствие щуп сухой - масло все ушло , и запах гари в салоне автомобиля.Вылечил таким образом - головку блока цилиндров повело и её точили, вобщем попал я на 150 у.е с ходу.
Иван Поляков # 22 ноября 2012 в 14:02 0
Очень полезная статья, и видео тоже все доходчиво разобрано по полочкам
Олег Грубов # 12 января 2013 в 08:39 0
Моя рекомендация не крутить высоких оборотов двигателя на наших автомобилях, а то словить перегрев двигателя запросто, и это ещё будут цветочки, если прокладка головки блока цилиндров не пробьется, а последствия перегрева двигателя я думаю вы уже прочитали в данной статье - многие думают это все игрушки, игрушки -пока это вас не коснется!